Шри Анандамайи Ма Шри Анандамайи Ма (урожденная Нирмала Сундари, 30 апреля 1896 — 27 августа 1982) – одна из самых почитаемых индийских святых. С самого детства она проявляла необыкновенные способности, удивлявшие окружающих. Предвидение и яснослышание, чудесные исцеления прикосновением и на расстоянии, внезапные состояния самадхи, спонтанное проявление через нее древних священных текстов, мантр и сложнейших йогических асан (при полном отсутствии специальной подготовки и изучения) и проч. Когда ее спрашивали, кто ее учитель, она отвечала: «Твоя Шакти (Божественная Сила)». Примерно в 1916 году ей открылось: «Ты есть все». Она осознала, что «вся Вселенная – Мое собственное проявление… Я встретилась непосредственно с Единым, проявленным как множественное». Она осознала свою Божественную Суть, проявленную во всем сущем. У нее часто бывали видения разных форм Бога, она практически не обращала внимания на свое тело, почти ничего не ела и очень мало спала. Она разговаривала с деревьями, растениями и невидимыми существами. В течение трех лет сохраняла молчание. Потом стала беседовать с людьми, приходившими побыть в ее Присутствии. К ней приходили и мусульмане, и индуисты, как из беднейших слоев населения, так и богатые и высокопоставленные. Она абсолютно доверяла внутреннему спонтанному руководству – кхеяле, «Божественной воле», чем можно объяснить ее внезапные перемещения и поездки, а также многие чудесные проявления, сопровождавшие ее всю жизнь. После 1925 года она начала давать наставления и окончательно перешла к кочевому образу жизни. В основе ее недвойственных наставлений — утверждение, что Бог – это единственно существующая Реальность. В зависимости от индивидуальных особенностей человека она предлагала два пути постижения этого — 1. путь преданности Богу (бхакти), 2. путь мудрости и самоисследования (джняна). Не только простой народ, но и мудрецы и представители власти, знаменитости, ученые почитали ее как воплощение Божественной Матери и приходили поклониться ей. К семидесятым годам количество ее преданных исчислялось уже миллионами, включая тысячи поклонников с Запада. К Ма приходили не только люди, но и разнообразные животные, их тоже влекло ее Присутствие. Имя Анандамайи Ма было дано ей ее последователями в 1920 году и означает «Мать, исполненная блаженства». Оно отражает состояние блажества, в котором постоянно пребывала святая. Цитаты Вопрос: Прав ли я, думая, что вы — Бог? Ма: Нет ничего, кроме Бога. Все живое и неживое — лишь проявленные формы Бога. Он пришел сейчас сюда также в твоем теле, чтобы дать даршан (встречу со святым). В: Тогда зачем вы здесь, в этом мире? Ма: В этом мире? Я не «где-то». Я покоюсь Сама в Себе. В: В чем заключается ваша работа? Ма: У меня нет работы. Для кого я могу работать, если су­ществует только Одно? * Куда бы ни обратил свой взор, повсюду увидишь лишь проявления Единого Неделимого Вечного Бытия. Однако это Присутствие не так легко обнаружить, потому что Оно пронизывает собой все. Непроявленное раскрывает Себя через проявленное. Если на достаточно глубоком уровне провести анализ веществ, из которых состоят существующее объекты, то выяснится, что остаток везде один и тот же. Этот остаток в равной степени присутствует во всех творениях — это Он, это То, это то, что мы называем Чистым Сознанием (четана). * Не существует ничего вне Его, есть только Он и ничего кроме. Все разнообразные имена и формы суть Он один. Удивительно, как подверженное разрушению и нерушимое существуют одновременно — в Нем все возможно. * Только Он один существует. Он говорит Сам с Собой (этими словами), чтобы открыть Себя для самого Себя. * Существует лишь Одна неизменная неделимая Реальность, которая, хотя и не очевидно, раскрывает Себя в бесконечной сложности и разнообразии. Эта Единственная Реальность — Высшая Истина — присутствует всегда, везде, при любых обстоятельствах. Когда мы называем ее Брахманом (Абсолютной Реальностью), то говорим не о чем ином, как Боге Всемогущем. Всемогущий Бог не имеет ни имени, ни формы, но все имена и формы — Его. Он и Отец, и Мать, и Гуру, и Друг, и Создатель, и Хранитель, и Разрушитель – все абсолютно. Его суть — Бытие, Сознание, Блаженство. Действительно, Он — во всем, и все — в Нем; нет ничего, кроме Него. Попытайтесь увидеть Бога во всем и во всех, включая себя. За всякой маской стоит Бог: Он даже принимает облик тех, кого мы считаем грешниками, или приходит в виде страданий, которые кажутся нам едва ли переносимыми. * Одного лишь короткого импульса в воображении Бога достаточно для рождения необозримой Вселенной. Что такое созидание на самом деле? Он Сам, Единый. Зачем тогда нужны все эти различия, зачем нужны «другие»? Нет никаких «других». Когда ты утвержден в Себе, ничто и никто не является отдельным. Что будет результатом твоей сдачи Ему? Ничто не будет казаться чужим, все будет Твоим, самим Тобой. * И на поверхности, и на самой большой глубине есть только Он один. И хотя Он всегда неподвижен, Он есть непрекращающееся движение.